Electronic library of SPb Library for the Blind "Correctional pedagogy and psychology"

     

Details

Львов, Михаил Ростиславович. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — 2-е изд., испр. — Электронные данные (1 файл : 340 Мб). — Москва: Академия, 2000. — 461, [1] с.; 22. — (Высшее образование). — Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования». — Доступ из локальной сети СПб ГБУК ГБСС (чтение, печать). — Adobe Acrobat Reader 6.0 и выше, Adobe Flash Player. — <URL:http://tlib.gbs.spb.ru/dl/6/Львов Михаил Ростиславович_Методика преподавания русского языка в начальных классах.pdf>.

Record create date: 9/14/2018

Subject: Русский язык; Русский язык

Allowed Actions:

Action 'Read' will be available if you login or access site from another network Action 'Download' will be available if you login or access site from another network

Group: Anonymous

Network: Internet

Annotation

Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развития речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей. Адресованная студентам педвузов книга рассчитана на возможности их самостоятельной работы; она доступна также студентам средних педагогических учебных заведений, может выборочно использоваться школьными и домашними учителями.

Document access rights

Network User group Action
Local Network SPBGSCBS All Read Print Download
Internet Readers Read
-> Internet Anonymous

Table of Contents

  • Львов Михаил Ростиславович_Методика преподавания русского языка в начальных классах
    • От авторов
    • Введение
      • Глава 1. Теория и методика обучения русскому языку как наука
      • Глава 2. Науки о языке – основа его методики
      • Глава 3. Психолого-дидактические аспекты методики русского языка
      • Глава 4. Русский язык как учебный предмет в школе
      • Глава 5. Очерк истории методики русского языка как науки
    • Раздел I. Методика обучения грамоте
      • Глава 1. Общее понятие
        • Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения
        • Задачи, стоящие перед обучением грамоте
        • Учебно-методический комплект по обучению грамоте
        • Методы обучения грамоте, их классификация
      • Глава 2. Исторический очерк методики обучения грамоте
        • История методов обучения грамоте
        • Буквослагательный метод
        • Переход к звуковым методам
      • Глава 3. Ступени обучения чтению и письму
        • Выбор методики
        • Добукварный период
        • Звукослоговые схемы, схемы буквенные, звуковые
        • Работа со слогом, слогоделение
        • Знакомство с ударением
        • Изучение звуков
        • Знакомство с буквами
      • Глава 4. Работа учащихся и учителя
        • Механизм чтения, его составляющие
        • Чтение слогов в букварных «столбиках»
        • Чтение и разбор букварных текстов
        • Обучение письму
        • Уроки обучения грамоте
    • Раздел II. Методика чтения и литературы
      • Глава 1. Очерк истории методики чтения
        • Зарождение метода объяснительного чтения
        • К. Д. Ушинский – родоначальник метода объяснительного чтения
        • Взгляды Л. Н. Толстого на процесс обучения чтению
        • Критика метода объяснительного чтения передовыми методистами XIX в.
        • Развитие и совершенствование метода объяснительного чтения в XIX в.
        • Методика воспитательного чтения Ц. П. Балталона
        • Метод литературно-художественного чтения
        • Метод творческого чтения
        • Развитие методики чтения в 30–70-е годы XX в.
      • Глава 2. Современная система обучения чтению и литературе
        • Пропедевтический этап литературного образования младших школьников
        • Учебный материал для чтения и литературоведческой пропедевтики в начальных классах
        • Роль взрослого в формировании ребенка-читателя
        • Организация живых впечатлений и творческая деятельность детей в системе литературного образования младших школьников
      • Глава 3. Методика работы над навыком чтения
        • Качества навыка чтения
        • Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца
        • Работа над правильностью и беглостью чтения
        • Работа над сознательностью чтения
        • Работа над выразительностью чтения
      • Глава 4. Научные основы анализа художественного произведения
        • Литературоведческие основы анализа художественного произведения
        • Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками
        • Методические закономерности работы с художественным текстом в начальных классах
      • Глава 5. Методика чтения и анализа художественного произведения в начальных классах
        • Первичное восприятие текста
        • Анализ художественного произведения на уроке чтения
        • Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза
        • Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения
        • Несколько слов о школьном театре
      • Глава 6. Особенности работы над произведениями разных родов и жанров
        • О родах литературных произведений
        • Методика работы над эпическими произведениями в начальных классах
        • Методика работы над лирическими произведениями в начальных классах
        • Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах
      • Глава 7. Работа с детской книгой
        • О воспитательной роли книги
        • Истоки современной системы работы с детской книгой
        • Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников
        • Подготовительный этап обучения работе с детской книгой
        • Начальный этап обучения работе с детской книгой
        • Основной этап обучения работе с детской книгой
        • Типология уроков внеклассного чтения
      • Глава 8. Уроки чтения в современной школе
        • Требования к урокам чтения
        • Задачи современного урока чтения
        • Типология уроков чтения
        • Подготовка учителя к уроку чтения
    • Раздел III. Методика изучения языковой теории (изучение фонетики, лексики, морфемики, словообразования, грамматики – морфологии и синтаксиса)
      • Глава 1. Краткие исторические сведения по «школьной грамматике»
      • Глава 2. Воспитательные и развивающие возможности предмета «русский язык»
        • Пути реализации воспитательной функции языка
        • Формирование языковых понятий
        • Изучение закономерностей и структуры языка
        • Углубленное изучение русского языка
        • Развивающая роль теории языка
      • Глава 3. Методы изучения русского языка в школе
        • Языковой анализ как метод
        • Метод конструирования
        • Сравнительно-исторический метод
        • Наглядные методы
        • Метод рассказа учителя
        • Эвристические, или поисковые, методы
        • Игра как метод
        • Коммуникативные методы
        • Программированное обучение и компьютер
      • Глава 4. Учебник русского языка и дополнительные пособия
        • Роль учебника, его функции
        • Требования к текстам в учебнике
        • Типы учебников и пособий
        • Виды работы учащихся по учебнику
      • Глава 5. Методика изучения разделов курса. Методика фонетики и графики
        • Понимание функций произносительных единиц речи
        • Умения учащихся
        • Процесс обучения. Методы, приемы
        • Трудности фонетики и графики
      • Глава 6. Методика лексики и семантики. Методика морфемики и словообразования
        • Содержание: языковые понятия, умения учащихся
        • Учебный процесс. Методические приемы. Трудности
        • Обобщения. Обратная связь
      • Глава 7. Методика изучения грамматики
        • Морфология. Части речи
        • Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение
        • Тема «Род имен существительных»
        • Тема «Число имен существительных»
        • Тема «Склонение имен существительных»
      • Глава 8. Имя прилагательное
        • Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных
        • Тема «Род имен прилагательных»
        • Тема «Число имен прилагательных»
        • Тема «Склонение имен прилагательных»
        • Словообразование имен существительных и прилагательных
      • Глава 9. Глагол
        • Лексическое и грамматическое значение глаголов
        • Тема «Время глагола». Прошедшее время
        • Тема «Настоящее время глагола»
        • Тема «Инфинитив». Неопределенная форма глагола
        • Тема «Будущее время глагола (простое и сложное)»
        • Знакомство с наклонениями и залогами глаголов
        • Словообразование глаголов
      • Глава 10. Разные темы курса морфологии
        • Знакомство с местоимением
        • Знакомство с именами числительными
        • Знакомство с наречиями
        • Служебные части речи. Союзы. Предлоги
      • Глава 11. Синтаксис
        • Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе
        • Предложения, их виды
        • Члены предложения. Словосочетания
        • Однородные члены предложения
        • Сложные предложения
        • Прямая и косвенная речь
    • Раздел IV. Методика правописания (орфографии и пунктуации)
      • Глава 1. Сравнительно-исторический анализ обучения правописанию (XIX–XX вв.)
        • Грамматические основы обучения правописанию
        • Позиция К. Д. Ушинского
        • Антиграмматическое направление
      • Глава 2. Свойства русского правописания как основа его методики
        • Общее понятие
        • Алфавит
        • Графика
        • Орфография
        • Пунктуация
        • Принципы русской орфографии. Морфологический принцип
        • Фонематический принцип
        • Традиционный принцип орфографии
        • Принцип дифференциации значений
        • Принцип фонетический
        • Принципы пунктуации
      • Глава 3. Формирование орфографических действий и навыка правописания
        • Орфограмма
        • Орфографическая зоркость
        • Правила правописания
        • Мотивация орфографической работы
        • Ступени формирования умений по орфографии
        • Речевой слух
        • Семантическая работа в усвоении правописания
      • Глава 4. Методы и приемы обучения правописанию
        • Выбор методов
        • Языковой анализ и синтез
        • Запоминание
        • Решение грамматико-орфографических задач
        • Алгоритмы
        • Ступени сжатия алгоритма
        • Виды упражнений в правописании
        • Имитативные упражнения (виды списывания)
        • Виды диктантов
        • Грамматико-орфографическое комментирование
        • Самостоятельное письмо, выражение мысли, его роль в правописании
      • Глава 5. Изучение ошибок учащихся
        • Классификация ошибок
        • Диагностика и прогнозирование ошибок
        • Исправление и предупреждение ошибок
      • Глава 6. Урок русского языка (грамматика и орфография)
        • Общие требования к уроку
        • Типология уроков русского языка
        • Структурные компоненты уроков русского языка
        • Планирование уроков и подготовка к ним
    • Раздел V. Методика развития речи учащихся
      • Глава 1. Очерк истории развития «дара слова» в русской школе XIX–XX вв.
        • К. Д. Ушинский
        • Основные направления в методике развития речи
        • Тенденции 60-х годов XX в.
      • Глава 2. Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся
        • Речь и ее виды
        • Речь и мышление
        • Высказывание
        • Типы речи (текста)
        • Теории строения текста
        • Факторы речевого развития человека
      • Глава 3. Культура речи и методика
        • Критерии культуры речи
      • Глава 4. Методы развития речи учащихся
        • Имитативные методы
        • Коммуникативные методы
        • Метод конструирования
        • Риторика в начальных классах
      • Глава 5. Уровни работы по развитию речи учащихся
        • Уровень произносительный
        • Направления работы на произносительном уровне
        • Уровень лексический (словарная работа)
        • Грамматический уровень работы по развитию речи
      • Глава 6. Уровень текста в развитии речи
        • Виды школьных текстовых упражнений
        • Типология ученических работ и компоненты системы развития речи
        • Пересказы и изложения, их значение, цели и виды
        • Методика изложений отдельных видов
        • Творческие пересказы и изложения
      • Глава 7. Уровень текста (продолжение). Устные и письменные сочинения
        • Сочинение как самовыражение личности
        • Подготовительные ступени к сочинению
        • Исполнение, реализация подготовленного
        • Анализ детских сочинений
      • Глава 8. Об отдельных видах сочинений
        • Сочинения-миниатюры
        • Описание картины
        • Сочинения на литературные темы
        • Сочинение сказок
        • Сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся
        • Литературное творчество школьников
      • Глава 9. Речевые ошибки учащихся, их диагностика и исправление
        • Типы и причины речевых ошибок
        • Характеристика лексических ошибок
        • Морфологические ошибки
        • Синтаксические ошибки
        • Логические и композиционные ошибки
        • Исправление и предупреждение речевых ошибок
      • Глава 10. Организационные формы занятий по развитию речи школьников
        • Типология организационных форм развития речи
        • Язык, речь, ее развитие, языковая личность
    • Раздел VI. Внеурочная работа по русскому языку
      • Задачи и формы внеурочной работы
      • Языковые игры
      • Кружок русского языка
      • Ребенок дома
      • Виды внеклассных занятий
    • Предметный указатель

Usage statistics

stat Access count: 19
Last 30 days: 0
Detailed usage statistics