Electronic library of SPb Library for the Blind "Correctional pedagogy and psychology"

     

Details

Ранняя диагностика и коррекция. Том 1. Нарушения развития [Электронный ресурс]: практическое руководство / под ред. Удо Б. Брака; [науч. ред. русского текста Н. М. Назарова; пер. с нем. В. Т. Алтухова]. — Электронные данные (1 файл : 298 Мб). — Москва: Академия, 2007. — Загл. с титул. экрана. — Электрон. версия печ. публикации. — Доступ из локальной сети СПб ГБУК ГБСС (чтение, печать). — Adobe Acrobat Reader 6.0 и выше, Adobe Flash Player. — <URL:http://tlib.gbs.spb.ru/dl/9/Ранняя диагностика и коррекция_Т. 1.pdf>.

Record create date: 10/25/2019

Subject: Специальная педагогика

LBC: 74.5

Allowed Actions:

Action 'Read' will be available if you login or access site from another network Action 'Download' will be available if you login or access site from another network

Group: Anonymous

Network: Internet

Document access rights

Network User group Action
Local Network SPBGSCBS All Read Print Download
Internet Readers Read
-> Internet Anonymous

Table of Contents

  • Ранняя диагностика и коррекция_Т. 1
    • Предисловие ко второму изданию
    • Введение
    • Глава 1. Теоретические аспекты
      • 1.1. Модели развития
        • 1.1.1. Прикладное значение психологии развития
        • 1.1.2. Структурные и функциональные модели поведения
          • 1.1.2.1. Основные черты структурного развития по Пиаже
          • 1.1.2.2. Функциональная модель развития на примере теории научения
          • 1.1.2.3. Другие модели в русле теории социального развития, теории научения, теории переработки информации и неокогнитивной теории развития
          • 1.1.2.4. Модель взаимодействия
        • 1.1.3. Модели развития и терапия развития
        • 1.1.4. Выводы
      • 1.2. Модели нарушения развития
        • 1.2.1. Дихотомия «созревание – научение»?
        • 1.2.2. Нарушения процессов созревания
          • 1.2.2.1. Нарушения на генетическом уровне
          • 1.2.2.2. Нарушения развития во внутриутробном, перинатальном и постнатальном периодах развития
        • 1.2.3. Повреждение зрелого мозга
          • 1.2.3.1. Выпадение отдельных функций вследствие повреждений мозга
          • 1.2.3.2. Ослабление комплексных функций вследствие повреждений мозга
        • 1.2.4. Нарушения процессов научения
          • 1.2.4.1. Последствия депривации
          • 1.2.4.2. Нарушения развития при научении «неправильным» способам поведения
        • 1.2.5. Нарушение развития как вариант развития
        • 1.2.6. Выводы
      • 1.3. Некоторые нейропсихологические основы поведенческой терапии
        • 1.3.1. Научение и поведенческая терапия
        • 1.3.2. Неассоциативные формы научения на примере привыкания
        • 1.3.3. Ассоциативное научение
          • 1.3.3.1. Сенсо-сенсорное соединение (условная реакция)
          • 1.3.3.2. Сенсомоторное соединение (условное действие, научение при помощи подкрепления)
          • 1.3.3.3. Мото-сенсо-сенсорная связь: оперантное обусловливание в широком смысле
          • 1.3.3.4. Уподобляющее, или имитационное, научение (научение по образцу)
          • 1.3.3.5. Сознательное научение
          • 1.3.3.6. Языковое научение
          • 1.3.3.7. Импринтинг
        • 1.3.4. Выводы
      • 1.4. Основы тестовой диагностики
        • 1.4.1. Задача тестовой диагностики
        • 1.4.2. Модельные представления тестовой диагностики
          • 1.4.2.1. Классическая теория тестов
          • 1.4.2.2. Современная теория тестов
        • 1.4.3. Критерии классической теории тестов
          • 1.4.3.1. Базовые критерии тестовой диагностики
          • 1.4.3.2. Вспомогательные критерии тестовой диагностики
        • 1.4.4. Фазы разработки теста
        • 1.4.5. Проблемы практического тестирования
        • 1.4.6. Перспективы тестовой диагностики
        • 1.4.7. Выводы
      • 1.5. Контроль за проведением терапии и измерение ее эффективности
        • 1.5.1. Понятие контроля
          • 1.5.1.1. Необходимость контроля и его цели
          • 1.5.1.2. Формы контроля
        • 1.5.2. Критерии терапевтической практики
          • 1.5.2.1. Обследование и показание терапии
          • 1.5.2.2. Контроль за протеканием терапии
        • 1.5.3. Наблюдение за поведением: практический подход к сбору данных
        • 1.5.4. Контроль в клинической практике
        • 1.5.5. Выводы
      • 1.6. Выводы и перспективы
    • Глава 2. От теории к практике
      • 2.1. Важнейшие тесты развития и их значение
        • 2.1.1. Значение тестирования для реабилитации развития
        • 2.1.2. Структура и признаки традиционных тестов развития
        • 2.1.3. Диагностика функционального развития: две плоскости анализа
        • 2.1.4. Новые тенденции в диагностике когнитивных функций у младенцев
        • 2.1.5. Выводы
      • 2.2. Психологические тесты для дошкольников
        • 2.2.1. Диагностика общего уровня умственного развития
          • 2.2.1.1. McCarthy Scales of Children's Abilities
          • 2.2.1.2. Wechsler Prescool and Primary Scale of Intelligence (WPPSI) и Ганновер-Векслер-тест интеллекта для дошкольного возраста (HAWIVA)
          • 2.2.1.3. Тест умственных способностей Стэнфорда – Бине
          • 2.2.1.4. Рисуночный тест умственных способностей Френча
          • 2.2.1.5. Серия невербальных тестов интеллекта Снийдерса – Оомена
          • 2.2.1.6. Leiter International Performance Scale
          • 2.2.1.7. Прогрессивные матрицы Равена
          • 2.2.1.8. Columbia Mental Maturity Scale
        • 2.2.2. Диагностика специальных функций у детей дошкольного возраста
          • 2.2.2.1. Речь
        • 2.2.3. Различные методы тестирования частичного снижения функции у дошкольников
        • 2.2.4. Выводы
      • 2.3. Модификация поведения при реабилитации развития
        • 2.3.1. Терапия нарушений поведения и отставания в развитии
        • 2.3.2. Применение теории научения в терапии
          • 2.3.2.1. Респондентные аспекты
          • 2.3.2.2. Основные механизмы оперантного обусловливания
          • 2.3.2.3. Оперантное обусловливание: терапевтическое применение
          • 2.3.2.4. Имитационное научение
        • 2.3.3. Интеграция и дифференциация парадигм
        • 2.3.4. Проблемы терапии детей с отставанием в развитии
          • 2.3.4.1. Предъявление стимулов
          • 2.3.4.2. Интенсивность упражнений и генерализация
        • 2.3.5. Выводы
      • 2.4. Наблюдение за поведением: принципы, кодирование и регистрация
        • 2.4.1. Выбор, категоризация и кодирование поведения
          • 2.4.1.1. Единицы поведения
          • 2.4.1.2. Кодирование
          • 2.4.1.3. Выборки
          • 2.4.1.4. Выбор метода
          • 2.4.1.5. Наблюдение за поведением: участие котерапевтов
        • 2.4.2. Как строится наблюдение
          • 2.4.2.1. Ситуация наблюдения
          • 2.4.2.2. Ситуации наблюдения: идеальные типы
          • 2.4.2.3. Возможность вариантов
        • 2.4.3. Регистрация поведения
          • 2.4.3.1. Методы регистрации
          • 2.4.3.2. Использование видеотехники
          • 2.4.3.3. Приборы для измерения поведения
        • 2.4.4. Новые тенденции
        • 2.4.5. Выводы
      • 2.5. Синдромы как предмет терапии
        • 2.5.1. Понятие
        • 2.5.2. Так называемый органический психосиндром
        • 2.5.3. Так называемый синдром ММД
          • 2.5.3.1. Интеркорреляция симптомов
          • 2.5.3.2. Терапевтическая релевантность
          • 2.5.3.3. Положительные и отрицательные стороны диагноза «синдром ММД»
        • 2.5.4. Различные синдромы детского возраста: практическая релевантность
        • 2.5.5 Выводы
      • 2.6. Применение модели частичных нарушений функции
        • 2.6.1. Проблемы определения
        • 2.6.2. Концепция функционального нарушения Лурия
        • 2.6.3. Понятие "частичные нарушения функции"
        • 2.6.4. Три функциональных блока мозга
          • 2.6.4.1. Регуляция уровнем активности
          • 2.6.4.2. Прием, переработка и хранение информации
          • 2.6.4.3. Программирование, регуляция и контроль психической деятельности
          • 2.6.4.4. Нарушения взаимодействия между функциональными и структурными системами
          • 2.6.4.5. Нарушения межполушарного взаимодействия
          • 2.6.4.6. Средство формирования гипотез, но не каталог частичных нарушений функции
        • 2.6.5. Другие попытки классификации
        • 2.6.6. Частичные нарушения функции – отжившая категория?
        • 2.6.7. Выводы
      • 2.7. Выводы и перспективы
    • Глава 3. Диагноз и терапия при отставаниях в развитии
      • 3.1. Нейропсихологические основы нарушений и их реабилитации
        • 3.1.1. Принципы кодирования в деятельности мозга: функциональная архитектура
        • 3.1.2. Строение и функции мозга
        • 3.1.3. Представительство речевой функции в левом полушарии
        • 3.1.4. Представительство речевой функции в правом полушарии
        • 3.1.5. Развитие речи в онтогенезе: представительство речевых функций в мозге
        • 3.1.6. Отставание в речевом развитии
        • 3.1.7. Дисфазия
        • 3.1.8. Дислексия
        • 3.1.9. Приобретенная младенческая афазия
        • 3.1.10. Афазии у детей более старшего возраста и у подростков
          • 3.1.10.1. Афазия Брока (отсутствие беглости речи, моторная афазия)
          • 3.1.10.2. Афазия Вернике (беглая сенсорная афазия, «словесная глухота»)
          • 3.1.10.3. Проводниковая афазия
        • 3.1.11. Транскортикальная афазия (моторного и сенсорного типа)
        • 3.1.12. Аграфия
        • 3.1.13. Амнестическая афазия
        • 3.1.14. Полная афазия и тестовое исследование афазии
        • 3.1.15. Прогноз и терапия афазий
        • 3.1.16. Выводы
      • 3.2. Основное нарушение: отставание в развитии моторики
        • 3.2.1. Значение процессов восприятия для развития моторики
        • 3.2.2. Переработка стимулов, отставание в развитии моторики и патологические образцы движения
        • 3.2.3. Оценка уровня развития моторики
        • 3.2.4. Терапия отклонений в развитии моторики
        • 3.2.5. Выводы
      • 3.3. Основное нарушение: отставание в развитии перцепции
        • 3.3.1. Зрительное восприятие и зрительная моторика
          • 3.3.1.1. Постановка проблемы
          • 3.3.1.2. Методы диагностики
          • 3.3.1.3. Ход обследования
          • 3.3.1.4. Границы проблемной области
          • 3.3.1.5. Терапевтическая интервенция
          • 3.3.1.6. Контроль эффективности терапии
          • 3.3.1.7. Новые тенденции
          • 3.3.1.8. Выводы
        • 3.3.2. Слуховое восприятие
          • 3.3.2.1. Постановка проблемы
          • 3.3.2.2. Методы диагностики
          • 3.3.2.3. Ход обследования
          • 3.3.2.4. Границы проблемной области
          • 3.3.2.5. Терапевтическая интервенция
          • 3.3.2.6. Контроль эффективности терапии
          • 3.3.2.7. Новые тенденции
          • 3.3.2.8. Выводы
        • 3.3.3. Тактильное восприятие
          • 3.3.3.1. Постановка проблемы
          • 3.3.3.2. Методы диагностики
          • 3.3.3.3. Ход обследования
          • 3.3.3.4. Границы проблемной области
          • 3.3.3.5. Терапевтическая интервенция
          • 3.3.3.6. Контроль эффективности терапии
          • 3.3.3.7. Новые тенденции
          • 3.3.3.8. Выводы
      • 3.4. Основное нарушение: поражение органов чувств
        • 3.4.1. Незрячие дети
          • 3.4.1.1. Постановка проблемы
          • 3.4.1.2. Методы диагностики
          • 3.4.1.3. Ход обследования
          • 3.4.1.4. Границы проблемной области
          • 3.4.1.5. Терапевтическая интервенция
          • 3.4.1.6. Новые тенденции
          • 3.4.1.7. Выводы
        • 3.4.2. Неслышащие дети
          • 3.4.2.1. Постановка проблемы
          • 3.4.2.2. Методы диагностики
          • 3.4.2.3. Ход обследования
          • 3.4.2.4. Границы проблемной области
          • 3.4.2.5. Формирование навыков общения у неслышащих детей с нормальным уровнем интеллекта
          • 3.4.2.6. Формирование навыков общения у неслышащих детей со множественными нарушениями
          • 3.4.2.7. Специфические аспекты слепоглухоты
          • 3.4.2.8. Выводы
      • 3.5. Основное нарушение: отставание в речевом развитии
        • 3.5.1. Отставание в речевом развитии на фоне общего отставания в развитии
          • 3.5.1.1. Постановка проблемы
          • 3.5.1.2. Методы диагностики
          • 3.5.1.3. Ход обследования
          • 3.5.1.4. Границы проблемной области
          • 3.5.1.5. Терапевтическая интервенция
          • 3.5.1.6. Контроль эффективности терапии
          • 3.5.1.7. Новые тенденции
          • 3.5.1.8. Выводы
        • 3.5.2. Изолированные задержки в речевом развитии
          • 3.5.2.1. Постановка проблемы
          • 3.5.2.2. Методы диагностики
          • 3.5.2.3. Ход обследования
          • 3.5.2.4. Границы проблемной области
          • 3.5.2.5. Терапевтическая интервенция
          • 3.5.2.6. Контроль эффективности терапии
          • 3.5.2.7. Новые тенденции
          • 3.5.2.8. Выводы
      • 3.6. Основное нарушение: отставание в социальном развитии
        • 3.6.1. Самостоятельность
          • 3.6.1.1. Постановка проблемы
          • 3.6.1.2. Методы диагностики
          • 3.6.1.3. Ход обследования
          • 3.6.1.4. Границы проблемной области
          • 3.6.1.5. Терапевтическая интервенция
          • 3.6.1.6. Контроль эффективности терапии
          • 3.6.1.7. Новые тенденции
          • 3.6.1.8. Выводы
        • 3.6.2. Контактное поведение
          • 3.6.2.1. Постановка проблемы
          • 3.6.2.2. Методы диагностики
          • 3.6.2.3. Ход обследования
          • 3.6.2.4. Границы проблемной области
          • 3.6.2.5. Терапевтическая интервенция
          • 3.6.2.6. Контроль эффективности терапии
          • 3.6.2.7. Новые тенденции
          • 3.6.2.8. Выводы
      • 3.7. Основное нарушение: отставание в сфере когнитивной репрезентации
        • 3.7.1. Репрезентация окружающего мира в объектных понятиях
          • 3.7.1.1. Постановка проблемы
          • 3.7.1.2. Методы диагностики
          • 3.7.1.3. Ход обследования
          • 3.7.1.4. Границы проблемной области
          • 3.7.1.5. Терапевтическая интервенция
          • 3.7.1.6. Контроль эффективности терапии
        • 3.7.2. Символизация
          • 3.7.2.1. Постановка проблемы
          • 3.7.2.2. Методы диагностики
          • 3.7.2.3. Ход обследования
          • 3.7.2.4. Границы проблемной области
          • 3.7.2.5. Терапевтическая интервенция
        • 3.7.3. Нарушения способности к категориальной и интерактивной классификации у детей дошкольного возраста
          • 3.7.3.1. Постановка проблемы
          • 3.7.3.2. Методы диагностики
          • 3.7.3.3. Ход обследования
          • 3.7.3.4. Границы проблемной области
          • 3.7.3.5. Терапевтическая интервенция
        • 3.7.4. Новые тенденции
        • 3.7.5. Выводы
      • 3.8. Общее отставание в развитии
        • 3.8.1. Профиль развития ниже среднего уровня
        • 3.8.2. Содействие общему развитию
        • 3.8.3. Практические навыки
        • 3.8.4. Интенсивная интервенция
        • 3.8.5. Стабилизация микросоциальной среды
        • 3.8.6. Выводы
      • 3.9. Нейропсихология: предмет, диагностические методы, терапевтическое значение
        • 3.9.1. Предмет нейропсихологии
        • 3.9.2. Проблемы нейропсихологии детского возраста
          • 3.9.2.1. Процессы развития: нейропсихологический анализ
          • 3.9.2.2. Проблема динамической локализации
        • 3.9.3. Нейропсихологические методы
          • 3.9.3.1. Манипуляционные техники
          • 3.9.3.2. Морфологические методы
          • 3.9.3.3. Физиологические методы
          • 3.9.3.4. Поведенческие измерения
        • 3.9.4. Нейропсихологическое тестирование детей
          • 3.9.4.1. Основные нейропсихологические тесты для детей
          • 3.9.4.2. Некоторые экспериментальные данные
          • 3.9.4.3. Нейропсихологическая диагностика: результаты исследований и практическое применение на детях
        • 3.9.5. Планирование терапии при нарушениях в детском возрасте: вклад нейропсихологии
        • 3.9.6. Выводы
      • 3.10. Специфические проблемы обследования и лечения
        • 3.10.1. Младенческий возраст
          • 3.10.1.1. Место и время
          • 3.10.1.2. Контакт с младенцем
          • 3.10.1.3. Ход обследования
          • 3.10.1.4. Аспекты терапии для младенцев
        • 3.10.2. Ранний детский возраст
          • 3.10.2.1. Контакт с маленькими детьми
          • 3.10.2.2. Присутствие родителей: плюсы и минусы
          • 3.10.2.3. Взаимодействие между специалистами и родителями
        • 3.10.3. Выводы
      • 3.11. Выводы и перспективы

Usage statistics

stat Access count: 1
Last 30 days: 0
Detailed usage statistics