Electronic library of SPb Library for the Blind "Correctional pedagogy and psychology"

     

Details

Гагаев, Александр Александрович. Русские философско-педагогические учения XVIII – XX вв [Электронный ресурс]: культурно-исторический аспект / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. — Электронные данные (1 файл : 467 Мб). — Москва: Русское слово, 2002. — 464 с. — Доступ из локальной сети СПб ГБУК ГБСС (чтение, печать). — Adobe Acrobat Reader 6.0 и выше, Adobe Flash Player. — <URL:http://tlib.gbs.spb.ru/dl/8/Гагаев АА_Русские философско-педагогические учения XVIII-XX веков культурно-исторический аспект.pdf>.

Record create date: 12/18/2023

Subject: Педагогическая психология; Психология детская

LBC: 88.8я73

Allowed Actions:

Action 'Read' will be available if you login or access site from another network Action 'Download' will be available if you login or access site from another network

Group: Anonymous

Network: Internet

Annotation

В книге на основе религиозно-философских и философско-исторических воззрений старших славянофилов А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, братьев Аксаковых, Ю.Ф. Самарина, их последователей (Н.Я. Данилевский и др.) и противников (русская философия XIX–XX веков есть философия искания абсолютной – живой – истины и в этом смысле славянофильская), исследований в области философии культуры (О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), национальных космопсихологов Г.Д. Гачева, субстратной рефлексии А.А. Гагаева рассматривается феномен русского взгляда на мироздание как ведущей категории в теории русской школы, анализируется через призму очерченного культурно-исторического феномена (русского взгляда ца мироздание) содержание отечественных философско-педагогических учений XVIII–XX веков. Книга адресована специалистам в области теории образования в России, преподавателям, студентам и аспирантам педагогических вузов, учителям и руководителям образовательных учреждений, а также всем интересующимся историческими судьбами России.

Document access rights

Network User group Action
Local Network SPBGSCBS All Read Print Download
Internet Readers Read
-> Internet Anonymous

Table of Contents

  • Гагаев, А.А. Русские философско-педагогические учения XVIII-XX веков: культурно-исторический аспект
    • Введение
    • Методология анализа содержания философско-педагогических исследований
      • § 1. Культура и педагогика
        • 1.1. Феномен культуры (культурно-исторического типа)
        • 1.2. Феномен личности как историко-культурной реальности
        • 1.3. Феномен космопсихологоса культуры и личности как ее носителя
        • 1.4. Педагогический процесс как культурная деятельность
        • 1.5. К вопросу об использовании термина «философия педагогики» в настоящем исследовании
      • § 2. Отечественная культура и школа
        • 2.1. Онтология русского космопсихологоса
        • 2.2. Русский космопсихологос
          • 2.2.1. Восприятие мира и человека не как ставших, пришедших к своему пределу или неспособных «восстановиться» (как это в значительной степени свойственно взгляду на мироздание германо-романских народов), а как становящихся, живых образований
          • 2.2.2. Восприятие мира и человека не только как единой и «одноосновной», но и как множественной субстанции
          • 2.2.3. Приятие человеком надлогического, абсолютного, личного, принимающего людей начала в природе — Бога; жизнь в нем
          • 2.2.4. Соборное видение мира, человека при признании неотъемлемой ценности отдельной личности
          • 2.2.5. Всечеловечность, такт. Светлорадостный взгляд на мир. Самостояние
          • 2.2.6. Живое, целостное созерцание мира, себя и Бога
          • 2.2.7. Видение в духовном подвиге спасения человека от себя ущербного и возвращения к себе истинному
          • 2.2.8. Искание цельности бытия
          • 2.2.9. Русский космопсихологос и современность
        • 2.3. Отечественное мировидение и школа (выводы: соотношение отечественного космопсихологоса и логико-ценностных оснований построения педагогического процесса в России)
    • История философско-педагогических учений в России XVIII—XX веков (культурно-исторический аспект)
      • § 1. Периодизация истории развития отечественной философско-педагогической мысли
      • § 2. Философия воспитания в Древней Руси в ее отношении к педагогике XVIII—XX веков
      • § 3. Философско-педагогическая мысль XVIII века: период постановки проблемы культурно-исторического осмысления просвещения в России
        • 3.1. Стиль мышления ученого как гносеологическое основание образования в России (М.В. Ломоносов)
        • 3.2. Православные ценности как основание воспитания в России. Православные ценности и европейский уклад жизни (И.Т. Посошков)
        • 3.3. Идея отечества как нравственной формы бытия человека; идея цельного этичного знания как основания воспитания юношества (Е.Р. Дашкова, А.А. Прокопович-Антонский, М.М. Снегирев)
          • Е.Р. Дашкова
          • А.А. Прокопович-Антонский
          • М.М. Снегирев
        • 3.4. Воспитание человека счастливым (Н.И. Новиков)
        • 3.5. Философия «несложной» (несоставленной), совершенствующейся души человеческой (А.Н. Радищев)
        • 3.6. Историко-культурные основания просвещения в России в трудах ученых XVIII века
      • § 4. Философско-педагогическая мысль первой половины XIX века: период концептуального осмысления оснований педагогического процесса в России
        • 4.1. Философия восточно-православной образованности (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков)
          • И.В. Киреевский
          • А.С. Хомяков
        • 4.2. История Отечества и словесность как предмет познания в школе России (Н.М. Карамзин)
        • 4.3. Философия сопряжения восточно-православной и западной образованности (Ф. Бухарев)
        • 4.4. Обращение дитяти к прекрасному как явлению «тайны откровения» (А.Ф. Афтонасьев)
        • 4.5. Идея свободы и просвещение (В.А. Жуковский)
        • 4.6. Религиозно-этическая направленность просвещения (А.П. Куницын)
        • 4.7. Философия воспитания христианина и русского, семейного и государственного — «полного» человека (С.П. Шевырев)
        • 4.8. Идея неформализуемости педагогического действия в теории воспитания (Н.И. Лобачевский)
        • 4.9. Рационалистическая концепция цельного, сообразного с «духом времени» развития человека (И.М. Ястребцов)
        • 4.10. Интуиция живого отношения к дитяти как боговдохновенной субстанции и воспитание в школе России (В.Г. Белинский)
        • 4.11. Живое цельное — гуманитарное — знание и воспитание человека (Т.Н. Грановский)
        • 4.12. Философия подвижения человека к «внутренней борьбе, неминуемой и роковой...» (Н.И. Пирогов)
        • 4.13. Философско-педагогические основания школы России в трудах ученых первой половины XIX века
      • § 5. Философско-педагогическая мысль второй половины XIX — начала XX века: период теоретико-культурологического осмысления содержания педагогического процесса в России
        • 5.1. Философия народной школы (К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Д.И. Тихомиров)
          • К.Д. Ушинский
          • Н.Ф. Бунаков
          • В.И. Водовозов
          • Д.И. Тихомиров
        • 5.2. Философия религиозного оправдания педагогики (Л.Н. Толстой, А.Н. Острогорский)
          • Л.Н. Толстой
          • А.Н. Острогорский
        • 5.3. Философия подчинения школы основаниям науки и абсолютным ценностям (В.Я. Стоюнин, В.П. Недачин, В.О. Ключевский, Д.И. Писарев)
          • В.Я. Стоюнин
          • В.П. Недачин
          • В.О. Ключевский
          • Д.И. Писарев
        • 5.4. Русская школа и этносы России (Н.И. Ильминский)
        • 5.5. Философия «примирения веры со знанием» (Н.Ф. Федоров)
        • 5.6. Философия воспитания «самоусовершенствующейся по идеалу» личности (П.Ф. Каптерев)
        • 5.7. Религиозно-православное оправдание школы (С.А. Рачинский)
        • 5.8. Идея свободного воспитания (К.Н. Вентцель)
        • 5.9. Педагогика по дитяти (Н.Х. Вессель, В.П. Вахтеров, И.А. Сикорский, В.П. Кащенко, Е.С. Левицкая)
          • Н.Х. Вессель
          • В.П. Вахтеров
          • И.А. Сикорский
          • В.П. Кащенко
          • Е.С. Левицкая
        • 5.10. Философия школы как института культуры и государства (А.А. Мусин-Пушкин)
        • 5.11. Философия воспитания в смирении перед «общими законами» вселенной (Д.И. Менделеев)
        • 5.12. Интуиция культурно-исторического осмысления педагогических учений (М.И. Демков)
        • 5.13. Философия обретения индивидом полножизненного бытия в культуре (В.В. Розанов)
        • 5.14. Этико-эстетическое начало в воспитании (В.П. Острогорский)
        • 5.15. Абсолютные ценности как истинная «физиология» человека (В.М. Бехтерев)
      • § 6. Философско-педагогическая мысль русского зарубежья
        • 6.1. Философия приобщения индивида к «неисчерпаемым заданиям» человечества (С.И. Гессен)
        • 6.2. Христианско-православная антропология как основание воспитания и образования дитяти (В.В. Зеньковский)
        • 6.3. Философия воспитания человека (И.А. Ильин)
        • 6.4. Философско-педагогические основания школы России в трудах ученых второй половины XIX — начала XX века
      • § 7. Философия школы в период советской власти: период диалектико-материалистического осмысления педагогического процесса в отечественной школе
        • 7.1. Философия «целостного культурного развития» ребенка (Л.С. Выготский)
        • 7.2. Гносеологические основания воспитания «нового человека» (А.С. Макаренко)
        • 7.3. Гносеология целей, содержания образования и метода обучения в советской школе (И.Я. Лернер)
        • 7.4. Философско-педагогические основания школы в трудах ученых в период советской власти
      • § 8. Школа России после 1991 года: период переосмысления ценностных ориентиров в развитии отечественного воспитания
    • Инвариантная модель философско-педагогических оснований отечественной школы
      • § 1. Принципы построения инвариантной модели оснований отечественной школы
      • § 2. Инвариантная модель философско-педагогических оснований отечественной школы
      • § 3. Феномен диалога культур в инвариантной модели оснований отечественной школы
    • Заключение
    • Библиография

Usage statistics

stat Access count: 15
Last 30 days: 1
Detailed usage statistics