Electronic library of SPb Library for the Blind "Correctional pedagogy and psychology"

     

Details

Рибо, Т. Опыт исследования творческого воображения [Электронный ресурс]: пер. с фр. / Т. Рибо. — Электронные данные (1 файл : 74,1 Мб). — Санкт-Петербург: Л.Ф. Пантелеев, 1901. — [2], VI, 232 с.; 20. — Загл. с титул. экрана. — Электрон. версия печ. публикации. — Доступ из локальной сети СПб ГБУК ГБСС (чтение, печать). — <URL:http://tlib.gbs.spb.ru/dl/4/Рибо Т_Опыт исследования творческого воображения.pdf>.

Record create date: 6/8/2018

Subject: Психология

LBC: 88

Allowed Actions:

Action 'Read' will be available if you login or access site from another network Action 'Download' will be available if you login or access site from another network

Group: Anonymous

Network: Internet

Document access rights

Network User group Action
Local Network SPBGSCBS All Read Print Download
Internet Readers Read
-> Internet Anonymous

Table of Contents

  • Рибо Т_Опыт исследования творческого воображения
    • Оглавленiе
    • Предисловiе
    • Введенiе. Двигательная природа построительнаго воображенiя
      • Переходъ отъ воспроизводительнаго воображенія къ построительному. - Роль двигательнаго элемента. - Все ли представленiя содержатъ въ себе двигательные элементы? - Редкіе эффекты, производимые образами: нарыванія, стигматы. - Условія ихъ возникновенiя и ихъ значеніе для нашего предмета. - Воображенiе въ области интеллектуальной эквивалентно воле въ области движеній
    • Часть первая. Анализъ воображенiя
      • Глава I. Умственный факторъ
        • Диссоціація какъ подготовительная работа. - Диссоціація въ образахъ полныхъ, неполныхъ и схематическихъ. - Диссоціація въ серіяхъ образовъ. - Причины диссоціаціи: внутреннія или субъективныя, внешнія или объективныя. - Ассоціація: роль ея сводится къ образованiю новыхъ комбинацій. - Главный факторъ интеллектуальнаго воображенiя есть мышленіе аналогіями
      • Глава II. Эмоціональный факторъ
        • Важное значеніе этого фактора. - Все формы творческаго воображенiя содержатъ въ себе аффективные элементы. - Доказательства. - Все аффективныя настроенiя могутъ вліять на воображенiе. - Доказательства. - Ассоціація идей съ эффективной базой: обыкновенныя формы новыхъ комбинацій, исключительныя формы. - Ассоцiацiя по контрасту. - Двигательный элементъ въ стремленiях
      • Глава III. Безсознательный факторъ
        • Различныя пониманiя вдохновенія. - Его существенные признаки: внезапность, неожиданность. - Отношеніе вдохновенiя къ безсознательной деятельности. - Сближеніе его съ гиперемнезіей, съ начальнымъ состояніемъ алкогольнаго отравленiя, съ сомнамбулизмомъ въ состояніи бодрствованiя. - Разногласія во взглядахъ на существенную природу безсознательнаго: две гипотезы
      • Глава IV. Органическія условія воображенія
        • Анатомическія условiя: разныя гипотезы. Неясность вопроса. - Теорія Флексига. - Что представляютъ собой физіологическія условiя: причину, результатъ или сопутствующее явленіе? Доминирующій фактъ: измененіе кровообращенія въ мозгу и общаго кровообращенія. - Экспериментальныя попытки
      • Глава V. Принципъ единства
        • Значеніе принципа единства: господствующая идея или господствующая эмоція; ихъ эквивалентность. - Различіе между синтетическимъ принципомъ и идеаломъ, представляющимъ принципъ единства въ движеніи: идеалъ есть построеніе изъ образовъ, едва очерченное
    • Часть вторая. Развитіе воображенія
      • Глава I. Воображенiе животныхъ
        • Трудность предмета. - Степени воображенiя у животныхъ. - Существуетъ ли у нихъ творческій синтезъ? Утвержденіе и отрицаніе. - Форма воображенiя, свойственная животнымъ, есть форма двигательная, она выражается въ играхъ: многочисленныя варіяціи игръ. - Почему воображеніе животныхъ должно быть по преимуществу двигательнымъ: недостаточность интеллектуальнаго развитія
      • Глава II. Творческое воображенiе ребенка
        • Четыре главныя стадіи въ развитіи воображенія. - Переходъ отъ пассивнаго воображенiя къ воображенію творческому: воспріятіе и иллюзія. - Одушевленіе всехъ предметовъ; анализъ составныхъ элементовъ этого момента; роль верованія. - Творчество въ играхъ: періодъ подражанія, попытокъ изобретенія. - Романическій вымыселъ
      • Глава III. Первобытный человекъ и созданіе мифовъ
        • Золотой векъ творческаго воображенія. - Мифы; гипотезы объ ихъ происхожденiи: мифъ есть психофизическая объективизацiя человека въ явленіяхъ, доступныхъ его воспріятію. Роль воображенія. - Какъ образуются мифы. Моментъ творчества; две операціи: всему приписывается душа; всему приписываются качества
      • Глава IV. Высшія формы творчества
        • Возможна ли психологія великихъ изобретателей? - Теоріи геніальности: патологическая и физіологическая. - Главные признаки великихъ изобретателей: раннее проявленіе творческой способности, хронологическій порядокъ развитія творческихъ способностей, его психологическія причины. Почему творчество начинается подражаніемъ. - Необходимость или фатальность призванія
      • Глава V. Законъ развитія воображенiя
        • Подвержена ли какому-нибудь закону эволюція творческаго воображенія? - Она проходитъ два періода, разделенные критическимъ фазисомъ. - Періодъ автономный, періодъ критическій, періодъ окончательнаго образованія. Два случая: упадокъ или трансформацiя логическая, уклоненіе. - Вспомогательный законъ возрастающей сложности
    • Часть третья. Главные типы воображенія
      • Предварительныя замечанія
        • Необходимость конкретнаго изученія. - Разновидности творческаго воображенія аналогичны разновидностямъ характеровъ
      • Глава I. Пластическое воображенiе
        • Оно употребляетъ образы ясные, хорошо обусловленные данными пространства, и ассоціаціи, основанныя на объективныхъ соотношеніяхъ. - Его внешній характеръ. - Слабая степень аффективнаго элемента. - Его главныя проявленія: въ искусствахъ формы; въ поэзіи (трансформацiя образовъ звуковыхъ въ зрительные); въ ясныхъ мифахъ; въ механическихъ изобретеніяхъ
      • Глава II. Расплывчатое воображеніе
        • Оно употребляетъ образы неясные, которые ассоцiируются посредствомъ пріемовъ въ высшей степени неточныхъ. - Эмоціональныя абстракціи, ихъ природа. - Внутренній характеръ расплывчатаго воображенiя. - Его главныя проявленія: мечтательность, умъ романическій, умъ химерическій; мифы и религіозныя концепціи, литература и изящныя искусства (символисты), чудесное, фантастическое. - Разновидности расплывчатаго воображенія: 1. числовое воображеніе. Его природа; его две главныя формы: космогоническія копцепціи; научныя концепцiи. - 2. Музыкальное воображеніе, оно есть типъ аффективнаго воображенія. Его признаки. - Для его развитiя нужна форма пространства. - Естественная трансформація явленій у музыкантовъ. - Антагонизмъ между истиннымъ музыкальнымъ воображеніемъ и воображеніемъ пластическимъ; изследованія и документы по этому вопросу. Два главныхъ типа воображенiя
      • Глава III. Мистическое воображеніе
        • Элементы его: свойственные ему признаки. - Символическій способъ мышленія. - Природа этого символизма. - Мистика трансформируетъ конкретные образы въ образы символическiе. - Туманность этихъ образовъ. - Причины ея. - Крайнее злоупотребленіе аналогіей. Мистическія манипуляціи съ буквами, числами и пр.
      • Глава IV. Научное воображеніе
        • Оно распадается на роды и виды. Необходимость монографій, которыя еще не сделаны. - Воображеніе въ наукахъ формирующихся; въ нихъ вера достигаетъ своего mахimum'а; воображеніе въ наукахъ установившихся; отрицательная роль метода. - Фаза предположеній; доказательства ея важности. - Гипотезы неудавшіяся и гипотезы развенчанныя. Воображеніе въ проверочныхъ пріемахъ
      • Глава V. Воображеніе практическое и механическое
        • Неопределенность этой формы воображенія. - Низшія формы: типъ промышленный, неустойчивый, эксцентрическій; - почему люди живого воображенiя изменчивы. - Суеверія. Происхожденiе этой формы воображенія. Ея умственный механизмъ и ея элементы. - Высшая форма: воображеніе механическое
      • Глава VI. Коммерческое воображеніе
        • Его условія внутреннія и внешнія. - Два творческихъ типа: осмотрительный, смелый. - Начальный моментъ изобретенія: интуиція; ея важность; гипотезы относительно ея психологической природы. - Его развитіе: созданіе все более и более простыхъ пріемовъ замены. - Признаки общiе съ раньше изученными формами творчества. - Собственные признаки
      • Глава VII. Утопическое воображеніе
        • Последовательное появленіе идеальныхъ концепцій. - Созидатели въ морали и въ соціологіи. - Химерическія формы; соціальные романисты. Ш. Фурье какъ великій творческій типъ. - Практическiе изобретатели. - Коллективный идеалъ. - Упадокъ воображенiя
    • Заключенiе
      • I. Основы творческаго воображенiя
        • Основы творческой способности. Два главныя условія. - "Творческая самопроизвольность", распадающаяся на потребности, стремленія, желанія. Двигательное начало всякаго созданiя воображенія. - Самопроизвольное возстановленіе образовъ. - Творческое воображеніе сводится къ тремъ формамъ: зачаточной, законченной, объективировавшейся. - Черты, свойственныя каждой изъ этихъ формъ
      • II. Творческій типъ
        • Картина жизни воображенiя на всехъ ея ступеняхъ. - ПІсихологическій законъ развитія. - Четыре степени, характеризующiяся: 1) количествомъ образовъ; 2) количествомъ и интенсивностью образовъ; 3) количествомъ, интенсивностью и продолжительностью; 4) полной и постоянной систематизацiей воображаемой жизни. - Резюме
    • Приложенiе. Наблюденія и документы
      • Приложенiе А. Различныя формы вдохновенiя
      • Приложенiе В. О природе безсознательнаго фактора
        • Две категоріи: безсознательное статическое; безсознательное динамическое. - Теоріи относительно природы безсознательнаго. Возраженія и критика
      • Приложенiе С. Воображеніе космическое и воображеніе человеческое
      • Приложенiе D. Документы о музыкальномъ воображенiи
      • Приложенiе Е. Творческій типъ и ассоціація идей

Usage statistics

stat Access count: 10
Last 30 days: 0
Detailed usage statistics