Electronic library of SPb Library for the Blind "Correctional pedagogy and psychology"

     

Details

Бэн, А. Наука воспитания [Электронный ресурс]: полн. пер. с англ. / проф. А. Бэн. — Электронные данные (1 файл : 152 Мб). — С.-Петербург: журн. «Семья и школа», 1881. — VI, 420 с.; 23. — Загл. с титул. экрана. — Электрон. версия печ. публикации. — Доступ из локальной сети СПб ГБУК ГБСС (чтение, печать). — <URL:http://tlib.gbs.spb.ru/dl/4/Бэн А_Наука воспитания.pdf>.

Record create date: 6/8/2018

Subject: Педагогика

LBC: 74

Allowed Actions:

Action 'Read' will be available if you login or access site from another network Action 'Download' will be available if you login or access site from another network

Group: Anonymous

Network: Internet

Document access rights

Network User group Action
Local Network SPBGSCBS All Read Print Download
Internet Readers Read
-> Internet Anonymous

Table of Contents

  • Бэн А_Наука воспитания
    • Оглавленiе. (Конспектъ)
    • Глава I. Предметъ науки воспитанія
      • Въ чемъ состоитъ научное отношеніе къ искусству?
      • Определенія воспитанія
        • Прусская идея гармоническаго развитія. — Определеніе Джемса Милля слишкомъ широки. — Обычное подразделеніе воспитанія черезчуръ раздвигаетъ его сферу. — Искусство сохраненiя здоровья должно быть исключено изъ науки воспитанія. — Определенія Джона Стюарта Милля. — Область школьнаго учителя есть надежное основанiе при определеніи воспитанія
    • Глава II. Данныя физіологіи
      • Необходимость физическаго здоровья и его условій подразумевается само собой. — Физіологическая сторона пластической способности души. — Различные телесные органы обладаютъ не одинаковой силой. — Питаніе мозга можетъ совершаться на счетъ другихъ органовъ, и на оборотъ. — Соперничество между интеллектомъ и эмоціей изъ за поддержки со стороны мозга
    • Глава III. Данныя психологіи
      • Все части психологіи необходимы, психологія интеллекта въ особенности
      • Распознаванiе. Основа интеллекта. — Условія распознавательной деятельности: 1) бодрое состояніе ума; 2) отсутствіе постороннихъ вліяній; 3) интересъ; 4) сопоставленiя. — Примеры распознавательной деятельности
      • Способность удерживанiя. Основное требованiе: время или повтореніе. Другія пособія. — Общія условія, благопріятствующія способности удерживанія: 1) физическое условіе; расходъ мозговой силы на работу усвоенія сравнительно съ другими умственными актами; въ какое время способность удерживанія проявляется съ наибольшей силой?
      • Сходство, проблескъ сходства среди различія. Процессу открытія сходствъ благопріятствуютъ: 1) мелкія различія; 2) сопоставленіе; 3) накопленiе частныхъ случаевъ
      • Способность построительная. Условія ея: 1) данныя (матеріалъ) для построенiя; 2) ясное представленiе о результате, котораго желательно достигнуть; 3) настойчивость въ попыткахъ
      • Перемена и временное прекращенiе занятій. Умственная деятельность прекращается лишь во время сна. — Отдыхъ, доставляемый переменой занятій или переходомъ отъ одного занятія къ другому — Занятіе и забава или удовольствiе. — Наблюденіе и выполненіе (действіе). — Память и сужденіе; языки и наука. — Чередованiе между различнаго рода усвоенiями
      • Культура эмоцiй. Ассоціаціи удовольствiя и страданія. — Пріятныя воспоминанiя (ассоціаціи), зависящія отъ особыхъ условій. — Непріятныя воспоминанія (ассоціаціи), зависящія отъ особыхъ условiй. — Непріятныя ассоціаціи; взрывы страстей. — Пути нравственнаго развитія помимо мотивовъ долга. — Отвращеніе (безкорыстное) къ злу
      • Чувства, какъ мотивы. Физическая чувствительность, на которую по преимуществу обращается наказаніе. — Мышечныя страданія; нервныя страданія; чувство тоски. — Оставленіе безъ пищи. — Телесное наказаніе
      • Эмоцiи, какъ мотивы. Обзоръ различныхъ эмоцій, важныхъ въ деле воспитанія. — Эмоція страха; страданіе не всегда сопровождается чувствомъ страха; вредныя последствія отъ возбужденія чувства страха
      • Соціальные мотивы. Соцiальная эмоція, какъ общій аггрегатъ другихъ чувствъ. — Сильное проявленіе этихъ чувствъ не уместно въ воспитаніи. — Лучшая форма вліянія чувства общественности на умственныя занятія. — Действіе массы людей на индивида
      • Анти-соціальныя и злобныя эмоціи. Необходимость противодействовать развитію наклонности къ гневу; жестокость. — Законное проявленіе зложелательности: отместка въ действительности или въ воображеніи, юморъ, забава. — Гневъ со стороны воспитателя и какъ содействіе дисциплине
      • Эмоція силы. Сила въ действительности и воображаемая есть мотивъ первостепенной важности
      • Эмоціи "Я". Самоудовлетвореніе и самомненіе. — Любовь похвалъ. — Мера въ похвалахъ въ деле воспитанія. — Порицаніе, осужденіе
      • Эмоціи интеллекта. Удовольствiя, доставляемыя знаніемъ. — Вліяніе (практической) полезности знанія, выработка панятія о достоверности и исканіе ея. — Действіе эмоцій, не связанныхъ съ стремленіемъ къ истине. — Обобщенное знаніе; его трудность и два способа побудить нерасположеніе къ нему
      • Эмоціи деятельности. Естественная или произвольная деятельность. — Удовольствіе отъ самодеятельности, какъ мотивъ при обученіи. — Чувство самостоятельно достигнутаго успеха весьма сильно, но оно не всегда можетъ быть возбуждаемо. — Чувство, соответствующее положенію учащагося, есть благоговеніе предъ высшимъ знаніемъ другихъ лицъ
      • Эмоцiи художественныя. Изящныя искусства, какъ источникъ удовольствія. — Различные эффекты искусства: симметрія, пропорція, общій планъ (порядокъ), ритмъ, время. — Вліяніе музыки на нравственность; поэзія
      • Этическія эмоціи. Симпатія, соціальное чувство, взаимность добрыхъ отношеній
      • Чувства, съ которыми имеетъ дело дисциплина. Нравственный контроль вообще. — Ошибочные пріемы. — Сущность авторитета; сравненiе школы съ семьей. — Принципы, которыми долженъ руководиться авторитетъ вообще. — Теорія наказанія Бэнтама, всесторонне охватывающая этотъ предметъ. — Школьная дисциплина; благопрiятныя физическія условія; личность; тактъ
      • Соревнованіе. — Награды, — Занятіе различныхъ местъ въ классе. — Честолюбивое стремленіе къ первенству. — Награды; похвала
      • Наказанiя. Осужденiе или выговоръ; возбужденiе чувства стыда. — Запрещенiе принимать участье въ играхъ. — Уроки, задаваемые въ наказаніе. —Телесное наказанiе
      • Система естественныхъ последствій. Предоставленіе детей естественнымъ последствіямъ, причиняющимъ страданіе; выгоды и недостатки этой системы
    • Глава IV. Объясненіе терминовъ
      • Необходимость установить предварительно значеніе важнейшихъ терминовъ
      • Память и ея культура. Способы развитія памяти
      • Сужденіе и его культура. Способность сужденія, какъ терминъ, употребляется въ различныхъ смыслахъ. — Противуположность между сужденіемъ и памятью
      • Воображенiе. Представленіе о томъ, чего мы не видели въ действительности. — Подлежитъ ли эта способность искусственному (намеренному) развитiю? — Творчество. — Литература, действующая на воображенiе: ея вліяніе обусловливается главнымъ образомъ возбужденіемъ пріятныхъ эмоцій
      • Переходъ отъ известнаго къ неизвестному есть общепризнанный принципъ, примененіе котораго не всегда, однако, легко
      • Анализъ и синтезъ. Слово "анализъ" имеетъ различныя значенія. — "Синтезъ" есть терминъ неудобный
      • Предметный урокъ. Происхожденіе этого термина. — Усвоеніе смысла словъ при посредстве предметнаго урока. — Выборъ предмета, какъ канвы для урока
      • Сообщеніе знаній и культура. Въ чемъ состоитъ сообщеніе знанiй? — Что такое дисциплина или культура?
      • Делать что либо одно, но хорошо. Подробное знакомство съ частностями предмета. — Насколько полезно изученіе предмета со стороны общихъ принциповъ и въ связи съ родственными ему предметами? — Начинающіе должны придерживаться какой либо одной системы. — Злоупотребленiе правиломъ multum поп multа
    • Глава V. Воспитательныя ценности
      • Обзоръ различныхъ занятій со стороны ихъ педагогическаго значенія обнимаетъ науки и языки
      • Науки
        • Наука вообще прививаетъ стремленіе къ истине. — Недостатки ненаучности. — Противуположность между индивидуальнымъ и общимъ
        • Отвлеченныя науки. Въ математике типически выраженъ дедуктивный методъ. — Важнейшіе пріемы математическаго изследованія находятъ себе примененіе во многихъ другихъ случаяхъ: множественность факторовъ въ связи съ результатомъ, определенное и неопределенное решеніе; способъ флюксій; вероятности
        • Эксперименталъныя и индуктивныя науки представляютъ лучшее руководство въ деле установленія фактовъ путемъ наблюденія и опыта. — Противовесъ чрезмерной наклонности къ обобщенію. — Ограниченіе эмпирическихъ выводовъ. — Экспериментальныя науки, какъ "полезныя знанія"; примененія физики, химіи и физіологіи
        • Науки классифицирующія. Классифицированіе само по себе действуетъ развивающимъ образомъ. — Естественно-историческія науки. — Ихъ всеобщій интересъ и ихъ полезныя примененія. — Науки эти содействуютъ выработке яснаго слога
        • Наука о душе. Обыденныя знанія о душе сравнительно съ наукой о душе. — Подготовка къ изученію этой науки. — Логика, какъ полезное дополненіе къ курсу наукъ. — Совокупность культирующихъ вліяній наукъ; анализъ. — Отношеніе къ искусству; взаимное вліяніе
        • Практическія или прикладныя знанія. Некоторыя изъ нихъ имеютъ чисто профессiональное значеніе. — Соцiологическая группа: политика, политическая экономія, юриспруденцiя. — Этика, грамматика, реторика и филологія. — Практическiя науки не культивируютъ умъ
      • Языки
        • Языки должны быть оцениваемы согласно употребленiю, для котораго они служатъ. — Изученіе языка есть дело памяти, но этому помогаетъ еще грамматика и реторика
      • Механическая выправка
        • Механическая выправка органовъ тела. — Она можетъ слишкомъ далеко заходить
      • Культура чувствъ
        • Развитіе распознающей способности. — Разнообразныя цели, для которыхъ культируются чувства. — Рисованіе, какъ культирующее средство; оно не развиваетъ непременно наблюдательную способность. — Страсть къ рисованію ведетъ къ весьма невыгоднымъ последствіямъ
    • Глава VI. Психологическое последованіе учебныхъ занятій
      • Наставникъ действуетъ на мозгъ развивающійся. - Порядокъ, въ которомъ появляются способности. — Особенности души ребенка. — Ранніе мотивы къ познанію. — Деятельность и удовольствіе. — Вліяніе интензивности ощущенія. — Деятельность приводитъ къ опытамъ. — Какъ остановить вниманіе на индифферентномъ
    • Глава VII. Логическое распределеніе предметовъ
      • Примеры логической последовательности. — Внезапный переходъ отъ конкретнаго къ абстрактному. Группировка предметовъ постоянно продолжается, но чтобы дойти до отвлеченнаго понятія, нуженъ некоторый внезапный скачекъ. — Пріемы для выработки отвлеченнаго понятія: 1) подборъ частностей, 2) порядокъ распределенія и размещенія (матеріальныхъ предметовъ) частностей
      • Случаи, когда последованіе не имеетъ места: 1) Соотношенія познаются вместе; порядокъ разсмотренія здесь безразличенъ. 2) Случай, когда уму ребенка представляется смесь идей не одинаково доступныхъ ему и не одинаково легкихъ для пониманія. 3) Удовольствіе, испытываемое чувствами, нарушаетъ последовательность въ воспріятіи (интеллектуальныхъ) впечатленій
      • Сомнительные случаи последованія
        • Стадіи эмпирическаго и раціональнаго изученія арифметики. — Предписанная оффиціальной программой последовательность при изученiи родной речи; слова и построенiе фразъ. — Грамматика должна изучаться сравнительно поздно, наравне съ алгеброй. — Первоначальное знаніе; его различныя стадіи
    • Глава VIII. Методы
      • Пріемы сообщенія знаній, выработанные реторикой. — Некоторыхъ сторонъ обученія реторика не касается
      • Построительныя усвоенія
        • Законы построительной способности
        • Устная речь. Упражненія въ произношеніи словъ. — Анализъ звуковъ долженъ определить последовательность въ этихъ упражненіяхъ
        • Построительная способность, орудіемъ которой служатъ руки. Письмо и рисованіе. — Элементъ ощущенія въ механическихъ способностяхъ. — Механнческія занятія въ детскихъ садахъ; вредныя следствія отъ излишествъ въ этихъ занятіяхъ. — Письмо въ связи съ рисованіемъ
        • Чтеніе. Первые шаги при усвоеніи азбуки. — Названія буквъ и слова. — Въ самомъ начале неправильности нашего произношенія должны быть отодвинуты назадъ, чтобы дать место правиламъ постояннымъ — Выговоръ словъ и осмысленное чтеніе. — Въ начале обученія чтенію сообщеніе знаній не должно иметь места. — Примеры упражненій преждевременныхъ
      • Предметный урокъ
        • Опасности, которыхъ нужно избегать. — Содержаніемъ предметнаго урока служатъ: естественная исторія, физика, и полезныя искусства. — Сперва указываются свойства предметовъ и потомъ ихъ употребленiе. — Неочевидныя или скрытыя свойства. — Затрудненiе въ выборе одного исходнаго пункта изъ числа многихъ. — Необходимость предварительнаго заготовленія уроковъ
      • Географія
        • Подготовительные предметные уроки. — Непригодность случайныхъ впечатленій ребенка. — Необходимо строго соблюдать правила, установленныя для предметнаго урока. — Введенiе въ опісаніе понятій о причине и следствіи. — Эскизы съ натуры. — Понятіе о карте. — Положеніе (топографія), форма и величина. — Географическое описаніе. — Физическая географія
      • Исторія
        • Содержаніемъ первоначальныхъ уроковъ по исторіи служитъ человеческая природа. — Предметные уроки о политическомъ устройстве. — Изложеніе всеобщей исторіи въ направленiи хронологическомъ. Различные методы изложенія исторіи и различныя цели, для которыхъ она предназначается. — Политическая географія служитъ естественнымъ введеніемъ въ исторію
      • Науки
        • Необходимость знакомства съ пріемами сообщенія знаній вообще и запечатленія абстрактной идеи въ частности
        • Арифметика. Конкретные примеры. — Идеи, стоящія въ связи съ понятіемъ о числе. — Десятичная система и начало счета. — Пособія для усвоенія таблицы умноженія. — Насколько полезно пониманiе причинъ? — Нельзя понимать арифметику вполне безъ высшей математики. — Утилизированiе арифметическихъ задачъ въ видахъ запечатленія важныхъ фактовъ, выражаемыхъ числомъ
        • Высшая математика. Методы запечатленія абстрактныхъ и символическихъ идей и принциповъ. — Основанія математики входятъ въ область геометріи. — Преподаванiе при посредстве конкретныхъ примеровъ не имеетъ большаго значенія. — Содействіе со стороны учителя. — Алгебра должна изучаться после геометріи. — Математика, въ отношеніи метода обученія, есть типъ дедуктивныхъ наукъ
        • Естественная исторія. Общій и частный отделы въ естественно-историческихъ наукахъ. Минералогія и ботаника сравнительно съ зоологіей менее сложны. — Въ зоологіи сталкиваются между собой многія науки
      • Практическое обученіе
        • Причины необходимости близко знакомить учениковъ съ объектами экспериментальной науки. — Насколько эти практическія занятія кулътируютъ умъ (дисциплинируютъ) въ научномъ отношенiи
      • Устное преподаваніе и учебники
        • На какой ступени обученія употребляется учебникъ; его роль. — Задаваніе уроковъ безъ или съ предварительными разъясненіями
      • Спрашиваніе вообще
        • Спрашиваніе прежде всего имеетъ место за урокомъ. — Непригодность заранее составленныхъ вопросовъ и ответовъ въ форме катехизиса. — Вопросы, прилагаемые къ тексту, въ которомъ сообщаются какія либо сведенія. — Экзамены годовые и по окончаніи всего курса
    • Глава IX. Родная речь
      • Первоначальное затрудненіе: сліяніе слова и мысли. — Правило: делать что либо одно въ данный моментъ
      • Условія усвоенія языка вообще
        • Присоединенiе слова къ слову путемъ одного только запоминанiя. — Полезнее связывать слово съ соответствующимъ предметомъ въ самый моментъ заучиванія слова или разсматриванія предмета. — Насколько важно пониманiе смысла (идеи, выражаемой словомъ)? — Неудобства слишкомъ ранняго изученія иностранныхъ языковъ. — Общія пособія для запоминанiя словъ. — Техническiе пріемы
      • Родная речь
        • Названія известныхъ предметовъ запоминаются легко и охотно. — Раннія стадіи усвоенія языка сводятся къ затрудненному неблагопрiятными условіями усвоенію предметныхъ знаній. — Употребленіе предметнаго урока. — Предметное знаніе со стороны языка. — Облагороженiе языка и исправленіе провинціализмовъ
      • Обученіе Грамматике
        • Грамматика сокращаетъ трудъ изученія языка. — Полезныя стороны грамматики: 1) она даетъ возможность избегать и едва заметныхъ ошибокъ; 2) изолируетъ урокъ по языку (отъ урока предметнымъ знаніямъ); 3) знакомитъ съ формами предложеній и ихъ составомъ; 4) увеличиваетъ имеющійся у ребенка запасъ словъ
        • Возрастъ для изученiя грамматики. Что должно быть доступно пониманiю ученика, прежде чемъ онъ начнетъ изученіе грамматики? Обученіе безъ помощи книжнаго руководства. Не следуетъ начинать изученіе грамматики ранее 10 летняго возраста. — Чемъ наполнить время въ періодъ, предшествующiй обученію грамматике? — Упражненiя, подготовляющiя къ изученію грамматики
      • Сочиненія
        • Реторика, определяющая различные термины; ея правила. — Сочиненія (этюды); различныя упражненія по сочиненіямъ. — Главная цель: научить различать (критически) дурное и хорошее въ сочиненіи. — Уроки реторики за чтеніемъ вообще (на раннихъ ступеняхъ обученія)
      • Литература
        • Какъ литературная критика переходитъ въ исторію литературы? — Выборъ писателей для подробного изученія. — Предпочтеніе должно быть отдано писателямъ новымъ передъ старыми, и притомъ — прозаикамъ передъ поэтами. — Изученіе сюжета должно быть по возможности исключено изъ уроковъ
    • Глава Х. Значеніе классическихъ языковъ
      • Первоначальныя причины изученія латинскаго и греческаго языковъ въ Европе
      • Аргументы въ пользу удержанія этихъ языковъ въ школьной программе: I. Знанія, заимствуемыя еще до сихъ поръ у греческихъ и римскихъ писателей; II. Доступъ къ художественнымъ сокровищамъ греческой и римской литературъ возможенъ только при посредстве этихъ языковъ; III. Классическіе языки развиваютъ умъ
      • Аргументы противной стороны: I. Чего стоить изученіе древнихъ языковъ? II. Смешеніе разнообразныхъ занятій не выгодно вліяетъ на умъ учащагося; несостоятельность идеи развитія различныхъ способностей съ помощью одного и того же упражненія; III. Изученіе древнихъ языковъ лишено интереса: IV. Опасность чрезмернаго подчиненія авторитету
      • Заметка о взглядахъ м-ра Генри Сэджвика, Александра Эллиса и Мэтью Арнольда
      • Споръ о классическихъ языкахъ въ его нынешнемъ состоянiи
    • Глава ХI. Распределеніе учебныхъ, занятій по новому плану
      • Въ курсъ высшаго образованiя должны входить: I. Науки; II. Гуманитарныя знанія, въ томъ числе (1) исторія и соціальныя науки и (2) некоторая часть всеобщей литературы; III. Сочиненiя на англійскомъ языке и англiйская литература
      • Причины, по которымъ необходимы все эти три отдела. — Известное время посвящается на добавочные предметы, и между ними первое место принадлежитъ иностраннымъ языкамъ. — Другія добавочныя занятія. — Причины, вызывающія предложенныя измененія. — Противовесъ существующему въ настоящее время стремлению къ чрезмерной спеціализаціи учебнаго курса
    • Глава ХII. Нравственное воспитаніе
      • Первоначальные уроки нравственности; личный опытъ научаетъ насъ, что запрещено и что позволено. — Сходство съ нашимъ первымъ знакомствомъ съ физическими законами. — Дополнительное нравственное воспитаніе; общій характеръ его. — Наставленiя школьнаго учителя; онъ представляетъ избранные и приведенные къ единству примеры последствій хорошаго или дурнаго поведенiя
    • Глава ХIII. Эстетическое воспитаніе
      • Сущность эстетическаго воспитанія заключается въ культуре эстетическаго чувства. — Последнее культируется, между прочимъ, и изученіемъ практики какого либо изящнаго искусства. — Независимая отъ этого случая культура эстетическаго чувства; примеръ развитія вкуса относительно ландшафта. — Условія: счастливое и беззаботное настроеніе духа и хорошее руководительство
    • Глава ХІV. Пропорціональность
      • Примеры резкой непропорціальности. — Излишества въ изученіи математики и классическихъ языковъ. — Возможность непропорцiональности при изученіи естественной исторіи. — Излишества при изученіи основныхъ наукъ. — Языки древніе и новые. — Антикварная сторона нашего языка. — Чрезмерная затрата вниманія на форму выраженія въ ущербъ идеямъ
    • Приложенiя
      • Дальнейшіе примеры предметнаго урока
        • Учитель, прибегающій къ этому уроку, встречаетъ главнейшія затрудненiя при разъясненіяхъ, относящихся къ области основныхъ наукъ. — Внимательное отношеніе къ эмпирическому характеру урока. — Примеръ горлышка чайника и крышки. — Горлышко; урокъ въ направленiи причины и следствія. — Недостатки этого пріема; какъ довести этотъ урокъ до самаго конца
      • Объясненiе терминовъ, встречающихся при чтеніи
        • Пріемы объясненія смысла незнакомыхъ словъ, случайно попадающихся за урокомъ чтенія. — 1. Показываніе предметовъ. — 2. Если предметъ знакомъ, то для объясненія термина, обозначающего этотъ предметъ, можно напомнить о немъ или назвать его какимъ либо известнымъ словомъ; способъ объясненія съ помощью синонимовъ не надеженъ

Usage statistics

stat Access count: 7
Last 30 days: 0
Detailed usage statistics